Острый гастрит у детей

Острый гастрит – остро возникшее воспаление слизистой желудка в ответ на воздействие того или иного повреждающего фактора. Часто встречающаяся патология в детском возрасте, причем, существуют возрастные периоды, в которые родителям необходимо быть особенно настороженными в плане появления симптомов, указывающих на повреждение слизистой желудка. Чаще симптомы острого гастрита появляются в 5 – 6 лет и в периоде полового созревания, что требует особенно внимательного отношения к питанию и состоянию здоровья ребенка в это время. Ведь при сохранении причины, вызвавшей острые проявления заболевания, ребенок рискует приобрести хроническую форму заболевания на долгие и долгие годы, что может значительно нарушить качество жизни уже взрослого человека. Читайте также по ссылке: Хронический гастрит у детей!

gastrit-u-rebenka.jpg

Какие же причины (факторы) могут спровоцировать развитие острого гастрита:

• На первом месте в детском возрасте выступают погрешности в питании: нарушение режима питания, поступление чрезмерно больших объемов пищи или наоборот недостаточных по возрасту ребенка. Еда всухомятку, употребление жирной, острой пищи, а также, пищи, богатой консервантами, экстрактивными веществами. Злоупотребление продуктами фаст-фуда (газированные напитки, чипсы, бутерброды).
  • Кроме того, в качестве причинного фактора часто выступают инфекционные агенты (разнообразные вирусы, бактерии), которые самостоятельно или продуктами своей жизнедеятельности вызывают развитие симптомов острого гастрита.
  • Особенно значимую роль в развитии повреждений слизистой желудка играет хеликобактерная инфекция. Именно H.pylori ответственен за развитие у ребенка и взрослого человека хронических форм заболевания в виде хронического гастрита, гастродуоденита, и самого грозного проявления данной инфекции – язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки. Поэтому, если в семье есть человек с тем или иным хроническим заболевание желудка, это повод обследовать всю семью, включая самых маленьких ее членов, на наличие хеликобактерной инфекции.
  • Также проявления острого гастрита может спровоцировать глистная инвазия (острицы, аскариды, лямблии и многие другие паразиты).
  • Чрезмерное или длительное употребление некоторых медикаментов также способствует повреждению слизистой желудка: чаще - это нестероидные противовоспалительные средства, у детей  - препараты, использующиеся для снижения высокой температуры тела; салицилаты (аспирин); кортикостероиды (гормоны, назначаемые в виде таблетированных форм при некоторых заболеваниях, в том числе и у детей).
  • В подростковом возрасте причинным фактором могут выступать вредные привычки – курение, употребление алкоголя, а также различные стрессовые ситуации, с которыми так или иначе сталкиваются и наши дети.

Какими симптомами сопровождается развитие острого гастрита:

• Боль в эпигастральной области, чаще высокой интенсивности, сопровождающаяся изжогой, рвотой, повышенным слюноотделением или, наоборот, чрезмерной сухостью во рту. Язык покрыт густым налетом.
  • Если в развитии острого гастрита виновен инфекционный агент, то к симптомам добавляется высокая температура тела, нарушение самочувствия ребенка, повторная, многократная рвота, присоединяется жидкий стул.

При появлении данных симптомов необходимо обратиться к врачу педиатру или гастроэнтерологу для определения причины, вызвавшей данное заболевание и назначения адекватной терапии, направленной на быстрое и полное выздоровление ребенка.

Врачу в  диагностике острого гастрита помогают:

• клиническая картина (проявления заболевания)

• связь с фактором, его вызвавшим (нарушение питания, признаки инфекционного процесса, употребление лекарственных препаратов и так далее).

• лабораторная диагностика, начиная с общего анализа крови и мочи, кала (копрограмма, кал на патогенные бактерии), до методов исследования, направленных на определение в крови антител к возможным причинным факторам (глистная инвазия, хеликобактерная инфекция).

• ультразвуковая диагностика, наиболее приемлемая в детском возрасте, учитывая ее информативность, безболезненность и доступность в практике (УЗИ желудка, внутренних органов брюшной полости).

• может потребоваться проведение фиброгастродуоденоскопии с биопсией, ph метрии.

Основные принципы лечения острого гастрита у детей:

• Постельный режим в первые 2 – 3 дня заболевания

• Частое дробное питье с использованием специальных растворов (оралит, регидрон и другие)

• Механическое, термическое щажение желудочно-кишечного тракта, что подразумевает под собой исключение из рациона питания жирной, жареной, грубой пищи, горячей или холодной температуры. Допускается прием пищи небольшими объемами, используются супы пюреобразной консистенции, кисели, каши, нежирные бульоны, в дальнейшем меню постепенно расширяют, вводя мясо и рыбу, сначала в виде суфле, а затем в отварном или запеченном виде.

• Медикаментозная терапия может быть назначена только врачом! По показаниям используют прокинетики (мотилиум) при рвоте; антациды (маалокс, альмагель) или спазмолитики при болевом синдроме; сорбенты при подозрении на инфекционную природу гастрита.

В любом случае при возникновении у ребенка острого гастрита, необходимо получить грамотную, квалифицированную медицинскую помощь, чтобы в дальнейшем Ваш ребенок мог вести полноценную, здоровую жизнь без гастрита.

Осмотр детского хирурга.jpg

Эрозивные процессы желудочно-кишечного тракта

• Все чаще врачам педиатрам и гастроэнтерологом приходится встречаться с появлением у детей различных заболеваний желудочно-кишечного тракта, сопровождающихся образованием на слизистой желудка, двенадцатиперстной кишки различных дефектов: от поверхностных (эрозий) до глубоких (язв). Причинами, чаще всего, являются: несбалансированное питание,  инфицирование хеликобактерной инфекцией, нарушение моторики желудка и кишечника с развитием рефлюкс эзофагита, применение нестероидных противовоспалительных препаратов, вредные привычки…
  • Эрозивные процессы, помимо того, что сами по себе, вызывают нарушение самочувствия ребенка в связи с развитием болевого синдрома, приводят к многочисленным осложнениям, не только со стороны  желудочно-кишечного тракта. Так, развитие рефлюкс эзофагита приводит к появлению у ребенка бронхиальной астмы, появлению аритмий, рецидивирующих отитов, фарингитов. Одним из самых грозных осложнений эрозивно-язвенных поражений слизистой является кровотечение с поверхности дефекта. Все это требует тщательного подхода к обследованию и лечению ребенка!

Многие лекарственные средства, выпускаются фармакологической промышленностью для облегчения целого ряда заболеваний, как гастрит. Разобраться во всем этом разнообразии, и назначить необходимый лекарственный препарат после уточнения диагноза, может только опытный врач педиатр - гастроэнтеролог!

Не занимайтесь самолечением! Обратитесь в Семейную Клинику Александровская и мы поможем Вам справиться с острым гастритом у ребенка!

кнопка записи.gif

Автор: Косолапов А.Н.